Подобно гигантской приливной волне, пандемия COVID-19 опустошила системы здравоохранения в нескольких европейских странах, оставив экспертов в замешательстве, пытаясь выяснить, когда она достигнет пика.
Что будет после “цунами”, как называли это итальянские медики? Полное отступление и возврат к нормальным или регулярным рецидивам, которые сокрушат больницы?
Спокойствие перед бурей?
Похоже, волна утихла в Китае, где новый коронавирус впервые появился в конце прошлого года – в последние дни не было зарегистрировано новых местных случаев.
Но французский медицинский эксперт и эпидемиолог Антуан Флао из медицинского журнала The Lancet задается вопросом, не случится ли что-нибудь еще хуже.
До сих пор Китай “только испытал истерику, и большая волна еще впереди?”
Чтобы понять сложность развития эпидемии, необходимо вернуться к периоду после Первой мировой войны, когда испанский грипп убил почти 50 миллионов человек в три этапа – больше, чем сама война.
Затем он исчез. Почему?
Математики попадают в вопрос. В конце 1920-х годов шотландцы Уильям Огилви Кермак и Андерсон Грей МакКендрик разработали модели, чтобы понять динамику эпидемий.
Порог иммунитета
Kermak и McKendrick обнаруживают, что эпидемия не заканчивается, потому что уязвимые люди заканчиваются, и число инфекций увеличивается, пока не достигнет так называемого порога «стадного иммунитета».
Стадный иммунитет – это доля людей, иммунизированных против вируса (либо инфекцией, либо вакцинацией, если таковая имеется), которая должна быть достигнута, чтобы остановить любой риск рецидива», – сказал Флачо, глава Института глобального здравоохранения. Женевского университета.
Эта пропорция зависит от легкости передачи вируса от зараженного здоровому человеку.
Чем более заразна болезнь, тем большее количество иммунизированных людей должно было остановить ее.
Что касается COVID-19, «от 50 до 66 процентов людей должны быть заражены, а затем иммунизированы для искоренения пандемии», – сказал Флих.
Уровень загрязнения сам по себе может изменяться в зависимости от типа принятых профилактических мер, таких как карантин, изоляция, а также потенциально метеорологические условия.
Если зараженный человек заражает в среднем менее одного человека, «эпидемия стихает», отмечает эпидемиолог.
«Возрождение»
Но это не обязательно должен быть конец эпидемии, которая может просто успокоиться, как это “в настоящее время происходит в Китае и Южной Корее”, говорит Флайо.
Поскольку меры здравоохранения во время эпидемии носят лишь временный характер, и «когда они выпадают, эпидемия начинается снова, пока не достигнет специального иммунитета, иногда в течение нескольких месяцев или лет», прокомментировал Флоа.
Профессор Francois Bricaire, профессор инфекционных заболеваний в больнице Pitie Salpetriere в Париже, также предупреждает о возможном «перерождении».
«Возобновление COVID-19 возможно, в конечном итоге возобновится сезонно», – сказал он AFP.
Шарон Левин, австралийский эксперт по инфекционным заболеваниям, также допускает возможность возврата эпидемии: «Вернется ли он? Мы не знаем».
Тем не менее, она сказала, что SARS (тяжелый острый респираторный синдром), также коронавирус, полностью исчез после жестких мер социальной дистанции, убив 774 человека в 2002 и 2003 годах.
Разработка вакцины и ее глобальное распространение, которое фармацевтическая промышленность обещала представить в течение 12-18 месяцев, радикально изменит перспективы.